Дети войны. Продолжаю рассказывать о ветеранах Зеленогорска
Ярославцева Лилия Никандровна, ветеран Электрохимического завода,  имела нагрудный знак «Дети войны». Сегодня пойдёт небольшой рассказ, основанный на её воспоминаниях.
Когда грянула Великая Отечественная война 1941 года отца Лилии Гурулёва Никандра Афанасьевича «забрали сразу». Мама, Валентина Павловна, осталась, как говорят в народе, «в интересном положении». Сестрёнка родилась 31 декабря, в ночь на Новый год. Их стало трое: Лиля шести лет, трёхлетний братик Володя и крохотная сестрёнка. До войны мама не работала, а  сейчас пришлось идти в прислуги, в семью соседа лесообъездчика.  Вот уж кого война не коснулась… Родина ветерана - Читинская область, посёлок В. Дарасун. 
Лилия помнит письма-треугольники отца. Знал о рождении дочери и просил жену беречь детей. Дочь до сих пор помнит строки из одного письма: «Ты сильная, ты сможешь, я в тебя верю, моя единственная, моя Валентина Павловна». Служил пулемётчиком. Печальное известие командира отца получили в октябре 1942. Узнали о ранении отца в живот, о сорока минутах жизни родного человека. Имя Гурулёва Никандра Афанасьевича вошло в большую книгу «Дорога памяти». Похоронен в братской могиле в Тверской области Кировского района, станция Фирово…
Письмо вслух читала племянница, а мама, как будто онемела: к утру её голова стала седой. Затем пришла похоронка; назначили пособие в размере 140 рублей... Вот так и жили. По ночам мама вязала шали, а днём уходила работать: кому стирать, кому белить в доме. Лиля оставалась   за старшую. Помнит, в очереди за хлебом стояли сутками. А хлеб был мокрый, к нёбу прилипал, но для всех казался слаще пряника. Спасал огород да лес. Благодаря этому и выжили.
 
Из воспоминаний ветерана: «…И ещё «прошёл по мне случай». Мама с женщинами пешком за колосками отправились в поле. Их окружили трое на конях, затем закрыли в сарае, чтобы на утро сдать властям за воровство.  Ночью один из конвоиров освободил их со словами: «Уходите, и чтобы ни шагу сюда». Колоски в поле так и остались, а собирались, чтобы накормить голодных детей. Помню, женщины-вдовы устраивали себе праздники. Собирали немудреную снедь, пели, под собственные частушки пускались в пляс, плакали навзрыд – этим скрашивали свою жизнь. У мамы был сильный и красивый голос. Она часто пела нам по вечерам.
 Работала уже после войны в детском саду.  Как-то привезли в наш посёлок детей, человек двадцать, грязных, вшивых, оборванных. Мама их стригла, мыла, купала. Конечно, ребятишки к ней привязались.  Пришло время увозить их  в детский дом, мама и ребятишки так плакали, не могли оторваться друг от друга. Говорила, если бы вернулся отец, то они забрали бы самых маленьких.  Конечно, мама понимала, одной не в силах поднять всех…».
 
Всё-таки исполнила мама Лилии «завещание мужа»: вырастила девочек, выучила в школе. Лилия закончила педучилище, получила диплом воспитателя детского учреждения. Уже будучи замужем, закончила педагогический институт им. Чернышевского. Тридцать с лишним лет отработала воспитателем. Одна из первых воспитателей детского сада № 14 по ул. Мира, 40.  Ушла на заслуженный отдых в 1990 году. В Зеленогорске -  с 1965 года. У неё двое детей – Андрей 1958 года рождения и Елена 1963 г.р., два внука и внучка, уже четыре правнучки. Ярославцев Иван Павлович, муж и отец детей, после болезни ушёл из жизни в 2018 году.
Ветеран часто повторяла: «…И всё-таки как бы тяжёлым, холодным и голодным не было детство, оно было с мамой, а мы, дети, были под надёжной защитой. Я иногда задумываюсь, а смогла ли так жить и выжить, как мама… Сомневаюсь… Остаться в 28 лет без мужа, без средств…. Нет, не смогла бы…».
 
P.S.  К сожалению, Лилия Никандровна Ярославцева покинула наш мир в январе этого 2025 года. На последней встрече «Я помню, значит, смогу передать…» в МВЦ ЭХЗ пришедшие добрым словом вспомнили ветерана и её биографию.
 
Снимки из семейного альбома ветерана
Подготовила Наталья Гаврилова, председатель клуба "Дети войны города Зеленогорска"